На автомобилях, производимых концерном Volkswagen Group, используются три основных вида автоматических коробок переключения передач (АКПП). Это гидроавтоматические АКПП традиционной («классической») конструкции, бесступенчатые АКПП вариаторного типа и одна из последних разработок немецких инженеров – АКПП последовательного (или прямого) переключения – DSG (Direct Shift Gearbox). Так как автоматические коробки переключения передач вариатороного типа существуют только в исполнении для автомобилей с продольным расположением двигателя, а все современные автомобили Шкода имеют поперечное расположение силовой установки, АКПП этого типа в машинах Шкода не применяются.
По сравнению с автоматическими КПП традиционной конструкции, коробки передач типа DSG имеют целый ряд преимуществ. Они обеспечивают лучшую динамику разгона по сравнению с АКПП классической конструкции, а по показателям экономичности (то есть расхода топлива) даже превосходят механические коробки передач. Кроме этого, коробки DSG имеют более компактную конструкцию, а в последних модификациях DSG из схемы управления коробкой передач полностью исключена гидравлическая система, что позволило не только снизить вес коробки передач, но и сократить расходы на её периодическое обслуживание. Автоматические коробки переключения передач типа DSG постепенно вытесняют другие из обихода другие виды АКПП – некоторые модели Шкода в настоящее время комплектуются только этим видом АКПП.
Количество модификаций АКПП традиционной конструкции, которыми комплектовались машины Шкода не так велико как у Ауди или Фольксваген. В основном использовались 4-х и 5-ступенчатые автоматические трансмиссии, при этом 5-ступенчатыми АКПП оснащались машины в более дорогих комплектациях. 5-ступенчатые коробки передач можно часто встретить на полноприводных Шкода Октавия, Шкода Суперб первого поколения. Огромное количество подобных КПП было произведено как для аналогичных автомобилей Фольксваген, так и для машин других марок. Обязательно нужно отметить, что для успешного проведения ремонта АКПП решающее значение имеет точность диагностики и достоверность её результатов. Современные АКПП имеют в своем составе как программы самодиагностики, работающие внутри блока управления АКПП, так и возможность обмена любыми данными с оригинальным диагностическим оборудованием Шкода, что позволяет выявлять многие дефекты АКПП лишь при помощи специальных программ диагностического компьютера. Поскольку к моменту своего появления на автомобилях Шкода эти виды АКПП прошли масштабную проверку на серийных автомобилях Фольксваген, они имеют немного типовых дефектов и при надлежащем обслуживании способны безотказно работать на протяжении 200-300 тыс км пробега.
Появление на рынке автомобилей Шкода, оборудованных новым типом АКПП вызвало большую настороженность среди потребителей. Как новые, так и подержанные машины с DSG покупали неохотно из-за постоянно курсировавших слухах об их низкой надежности. Чтобы на деле доказать обратное, компанией Шкода был предпринят беспрецедентный шаг – гарантия на коробки передач типа DSG была расширена до 5 лет эксплуатации вместо стандартной двухлетней гарантии. Это решение вскоре принесло свои плоды – оборот машин с коробками DSG на вторичном рынке сильно возрос, спровоцировав рост спроса и на новые автомобили. Для справедливости оценки нужно сказать, что опасения ряда специалистов о низкой надежности этих АКПП ничем не подтвердились. Исходя из нашей практики, можно констатировать, что на автомобилях с аналогичными пробегами, дефекты коробок передач DSG встречаются даже реже, чем нам машинах, оснащенных автоматическими коробками передач других конструкций.
На автомобилях Шкода использовалось два вида коробок передач типа DSG – 6-ступенчатые АКПП производства фирмы Borg Warner и 7-ступенчатые коробки DSG фирмы LUK.
В 6-ступенчатых DSG используются так называемые «мокрые» многодисковые сцепления, то есть вращающиеся в масляной ванне. Для включения и выключения сцеплений используется также давление масла, создающееся в системе смазки АКПП. Из конструкции 7-ступенчатых АКПП процесс управления сцеплениями и включения передач осуществляется электроприводами. Таким образом, из DSG-7 была полностью исключена вся гидравлическая система, что позволило снизить не только вес и габариты коробки передач, но и существенно увеличить её надежность. За счет исключения из конструкции большого количества элементов, снизилась также стоимость коробки передач. Последнее время на новые автомобили Шкода 6-ступенчатые коробки переключения передач типа DSG больше не устанавливаются.
Как и в любом виде ремонта, для успешного его проведения огромное значение имеет предварительная диагностика, поэтому этой теме посвящен специальный раздел нашего сайта – «диагностика АКПП Шкода».
Что касается типовых неисправностей коробок передач DSG, то в случае шестиступенчатых автоматических КПП типа DSG, в основном можно выделить дефекты связанные с выходом из строя электрогидравлического блока управления АКПП. Под контролем этого блока находится вся гидравлическая системы коробки передач – именно он отвечает за процессы включения и выключения сцеплений и переключения передач. К неисправностям, чаще всего возникающим в семиступенчатых коробках передач, можно отнести выход из строя дисков двойного сцепления. Здесь необходимо обязательно отметить, что этот дефект чаще всего бывает вызван не какими-то конструктивными дефектами, а является в основном результатом естественного износа. Ремонт АКПП Шкода этого типа в основном сводится к установке ремкомплектов двойного сцепления. Выполнять эту операцию рекомендуется только в условиях специализированных сервисных станций, так как после установки нового ремкомплекта обязательно должна быть проведена процедура базовой регулировки блока управления АКПП – без этого переключение передач будет происходить с рывками. Программа базовой регулировки содержится в составе средств заводского диагностического прибора, редко имеющегося в распоряжении неспециализированных СТО.